Интервью с Еленой Федоровой

  • Твитнуть   

- Чему Вы  учите на  курсах в нашей студии?  Какие  самые  любимые?

- «Будем  же  учиться  хорошо  мыслить», как  говорил  Паскаль. Думаю,  это  самый  подходящий эпиграф, мой  педагогический  принцип.  Я считаю бессмысленным обучение  технике  без освоения  принципов  мышления. Иначе, для того  чтобы  стать  хорошим художником,  достаточно  было  бы просто  грамотно, технично  рисовать. Это  условие  главное, но  отнюдь не  единственное. Рисование – это прежде всего  образ мыслей. В  рисовании  существуют  две составляющие -  рука и мозг. На  своих  занятиях  я  учу не  только  в  совершенстве  развивать  руку, но и подчинять  своей  воле  мозг.

Любимые  курсы   для  меня всегда те, которые  длятся дольше. Чем больше времени  я  смогу  провести  с   учениками -  тем  больше пользы  для  них  в занятиях.  Сложность состоит  в  том, что  я  всегда  подбираю  методику  для  каждого  конкретного  ученика  в  индивидуальном  порядке. Кому - то  нужно  делать много линейных набросков, чтобы  поставить  руку. Кому-то  писать  максимально  общо, кому-то  работать  над  цветом,  и  тогда   в ход  могут  пойти  даже  задания  на абстракции. Кому-то  работать  с  пятном -  даю  задания на  выразительность  и  четкость общих пятен…

 У  всех все по - разному  и  всякая  методика  требует  внимательного  наблюдения  и контроля,  что  легче  всего  сделать при  длительном  общении. Ну  и  кроме  всего прочего, во  время  долгосрочных  курсов  группа  из разрозненных людей  успевает сплотиться  в  дружный   коллектив. А  теплая, дружественная,  свободная  атмосфера - это для  меня  очень-очень важно!

- Что для  Вас  самое  главное  в  учебном процессе? На  что  закрываете глаза, а  что  считаете для  ученика  важным для  усваивания?

Составление методики, то есть подбор и последовательность  упражнений, которые  нужны    начинающему  художнику - процесс сложный.  На  каждом этапе обучения  есть  вещи  важные  и неважные. Например,  для начала работы  с  цветом   мне крайне  важна   живопись  как  таковая,  нахождение  нюансов цветового  пятна, максимальная  цветность  изображения. На  данном  этапе  я  спокойно проигнорирую слегка неточный рисунок. Или на  более продвинутом этапе,  в  частности в  рисовании  пейзажа  с  натуры, например,   я  особенно  придираюсь  к  точности конструктивного  построения. И  могу  закрыть  глаза  на  легкое несовпадение  размеров  одного здания  по  отношению к  другому. Вообще  любое задание-  это   задание  конкретно на  отработку  какого-то  момента. Соответственно  все, что не входит  в  цель данного упражнения  становится  второстепенным.  То  есть  закрываю глаза  всегда  на  разное,  и  требую всегда  разного,  в  зависимости  от  уровня, продолжительности художественной практики,  возможностей  каждого  конкретного  ученика.  То же самое, когда  речь  идет не об учебных  работах, а  о  творчестве как  таковом - там  действуют  совсем  другие критерии. И о  них я тоже  рассказываю -  что  полезно,  а  что  вредно,  что вообще моветон  при   создании  полноценной  «выставочной»  работы  и   в  творчестве  вообще.

Важным я считаю усвоение  идеологии  мышления  как  по  искусству  в общем, так и по его  составляющим -  техники,  стиля,  культуры производства,  культуры  творчества и  многого   другого. Тогда   даже при  шероховатостях техники   работы будут  зрелыми и профессиональными.

- Что повлияло на  Ваше решение  стать  художником?

История  более - менее  стандартная. В детстве, года  в  4  увидела как  расписывают  декорацию  к  спектаклю. Это  было во  дворце  культуры,  бородатый художник  ползал по  огромному  полотну, расстеленному  в  фойе,  и   расписывал  будущую  декорацию  небом и деревьями. Помню  свою  мысль - «хочу  так  же». Это  одно  из первых и  самых  ярких  детских воспоминаний.

- Где Вы  учились?

- Ну, если  формально и коротко, как  для  резюме:

Школа Акварели Сергея Андрияки, 1999-2004 г, среднее специальное образование, закончила с отличием.

Национальный Институт Моды, 2002-2007 г., высшее образование по специальности «дизайн одежды», закончила  с  красным дипломом.

Московская анимационная студия "Пилот", 2006 -2007г., получена  квалификация  художник – аниматор.

Вообще   место  где учишься - не самое  важное, важно-  у  кого  ты  учишься. Мне всегда везет  на  самых  лучших  представителей   профессии. Речь  идет прежде  всего,  о рисовании, конечно,  но  и  в моих увлечениях – в музыке,   спорте  и  танцах мне  везет  точно  так же. Поэтому философская составляющая моих занятий  уникальна - это концентрированный  опыт  большого  количества  настоящих  профессионалов.

- Ваши любимые  художники  и  что  оставило  след  в творчестве?

 - Любимые художники – это те,  которые решают созвучные  тебе  проблемы   необычным, неожиданным  для  тебя  сочетанием  приемов.  То есть  пристрастия  меняются   в  первую очередь,  потому  что  меняются  гуманитарные  задачи - «что  я  хочу  выразить?», и  меняется  набор  приемов,  технологий  которыми  владеешь, то  есть  меняется  с течением  времени ответ  на вопрос «как я  решаю эту  задачу?». На данный  момент  абсолютным  гением и заочным  учителем ( копировала его работы для  освоения  техники) считаю  превосходного художника,  нашего  соотечественника Аруша  Воцмуша. Так же  мне очень  нравятся корейская  и польская школы акварельной  живописи.

- Расскажите  о личной  практике.

- Преподавать  я начала  в  школе  акварели  С.Андрияки в  15 лет. Это был первый  выездной  пленер из ставшей  сейчас популярной серии пленеров «мастер  и  ученик». Потом вела  группу, там  же, в  школе  акварели. Затем  стала  устраивать  мастер-  классы  на   выездных  практиках с   ассоциацией  художников - педагогов  Москвы и Подмосковья. Затем  я  совершила  серьезную глупость,  пойдя работать  в  школу -  вести  уроки и  дополнительные занятия.  Общение и обучение  детей  проходило  прекрасно,  а  вот бюрократизм, всевозможные  собрания, заполнение отчетностей и  учебных планов,  общение с   РАНО и, самое главное -  ужасная, бездарная  и  непрофессиональная  программа Б. Неменского, по  которой  вынуждены  работать  школьные  учителя  очень  быстро  выветрили  весь энтузиазм. Я  окончательно  перешла к  преподаванию для  взрослой, целеустремленной    аудитории. Вообще  сколько себя  помню,  все  время  хотелось  передать  другим  свой  опыт.  Восторг, который  получаешь  то  того, что    человек  под твоим  руководством  достигает  правильного  результата,  не перестает меня  восхищать.

Если  же говорить  о  карьере  художника, то  тут  мне  снова  крайне  повезло. Я  как  художник- аниматор поработала  с  большим  количеством  режиссеров  на  многих студиях. От  каждого почти  чему-то  научилась. Наибольшую  пользу  принесла  работа  с  Еленой  Черновой и  Ингой  Коржневой.

- Где любите рисовать? Как обустроено  Ваше  рабочее  место?

Мое  рабочее место… Краски, кисти, банка стоят всегда   в  одинаковом  порядке,  в  одном и том  же месте. Это  дает  возможность  точно попадать  в  нужную краску и  воду, не отрывая  взгляда  от  работы. Вообще я люблю  работать  в мастерской. На  пленере всегда куча  отвлекающих  факторов. В  мастерской  ты  царь и бог - не нужно ходить,  выбирать точку…. Тем не менее,  пленэры для  начинающего художника- это  неотъемлемая, обязательнейшая  часть  практики. Нет большего вреда,  чем  начинать  осваивать пейзаж  с  перерисовывания  фотографий. Поэтому  я  с  удовольствием  веду летние пленэры.

- Что Вас вдохновляет?

Я  терпеть не могу  слово  «вдохновение». Слишком оно затаскано. Если говорить про  любимые мотивы, то  для меня  это однозначно архитектура. Но  слово «вдохновение» здесь  не подходит -  его мало для  описания  того восторга, который  охватывает  при виде  архитектуры,  особенно  при    невообразимых сочетаниях   стеклянно -  металлических  современных  «дворцов»  с  крошечными, теплыми,  человечными старенькими  и старинными особнячками  и  церквушками.

Вообще  единственное, пожалуй,  что  меня   всегда восхищает  - это  системность  и конструктивность.

А вот если  говорить про  рабочий  процесс, то  вдохновение,  точнее его отсутствие- это  то, на  что  привыкли ссылаться непрофессионалы,  чтобы  оправдать  неумение. Я  отношусь  к  искусству  как  производственник. И  учеников,  прежде  всего,  учу  тем  приемам, которые  помогут   работать  быстро и  качественно, независимо от  погоды  на  улице,  присутствия  или отсутствия  лирического  настроения  и прочих  непременных  «атрибутов»  вдохновения. Когда мастерство достигает должного уровня, тогда  можно начать принимать  в  расчет  эмоциональный  импульс - он  только  поможет, но раньше этого  этапа  вдохновение - вред.

- Пожелание Вашим ученикам.

- Пожелание  по  технике -   научиться  мыслить  конструктивно.  Всегда  и  во всем доходить  до  первопричины.

Но самое  главное – желаю каждому найти  своего Учителя, именно  так,  с большой  буквы.  Человека-  профессионала  своего  дела, того,  кому  по - настоящему  доверяешь. Это  огромное счастье -  знать, что  есть  человек, который  выведет  тебя  из  любого  тупика  и ответит на  любой  вопрос.  И понимать,  что  этот  ответ  не  нужно перепроверять -  это будет готовый  рецепт   не  только  для  творчества, но  и  для  жизни.

Курсы по тематике статьи

Другие статьи рубрики Интервью с преподавателями