Интервью с Борисом Шаровым

  • Твитнуть   

Сегодня мы встретились с преподавателем студии живописи «Прана» Борисом Шаровым, чтобы поговорить о живописи и не только...

Прана: Здравствуйте Борис. Расскажите, чему Вы учите на уроках рисования?
Борис Шаров:
Я учу одновременно двум вещам: в форсированном темпе, без раскачки, пытаюсь сразу поставить ученика на рельсы профессионального видения и самостоятельной профессиональной постановки задач, и при этом внушаю им мысль, что самое главное в искусстве - это красота. Если, скажем, ставится натюрморт с задачей передачи фактуры, первичным для меня является поставить его захватывающе красиво - по колориту, по пластике в первую очередь. Как говорил замечательный художник Константин Коровин: "главная цель искусства живописи - восхищение красотой".

П: Что для Вас самое главное в учебном процессе? На что закрываете глаза, а что считаете для ученика важным для усвоения?
Б.Ш.:
Главное для меня - это, конечно, эффективность, то, насколько удается начинающим, чаще с детства не бравшим в руки кисть, привить методические, профессиональные основы. Как показывает опыт, процесс этот совсем не безнадежен, а планка профессионализма, которую ставишь, не напрасно высока - поражает как раз обратное: рассыпанность в людях талантов, быстрая их раскрываемость при умелом подходе.. А закрываешь глаза на невозможность, наверно, полного перфекционизма - тогда, когда им не все (или не всем) окончательно удается.  Они ходят с удовольствием, приходят вновь, на следующие курсы, в новые сезоны и это, наверно, главное.

П: Что повлияло на Ваше решение стать художником?
Б.Ш.:
  Красота.. Плюс, чужой творческий опыт. Знаете, иногда пишешь где-нибудь на пленэре, в людской толпе, что-то не идет, не получается, клянешь себя, а за спиной ребенок, с мамашей гуляющий: "Как у дяди красиво!". Думаешь - а вдруг искру заронил невольно в чью-то душу? Нам не дано предугадать...

П: Где Вы учились?
Б.Ш.:
  Я закончил с отличием Московское Академическое художественное училище памяти 1905 года - одно из лучших российских художественных учебных заведений, богатое знаменитыми выпускниками и традициями.. Но едва ли не большее мне дало наставничество моего студийного до-училищного педагога - к вопросу о студиях: именно это ощущение красоты и влюбленности в искусство. Атмосфера очень много значит, а в училищах и институтах, при их "потоке" этого зачастую не хватает..

П: Ваши любимые художники, и что оставило след в творчестве?
Б.Ш.:
  Львиная доля того, что уже отобрало и чем восхищается человечество. А так - очень ценю (и не я один) творчество удивительного русского колориста, репинского ученика - так на него не похожего! - Николая Фешина и замечательного коломенского пейзажиста, народного художника России Михаила Абакумова - "Левитана" сегодня..

П: Расскажите о личной практике.
Б.Ш.:
  Много пишу - сколько себя помню. Как Шишкин говорил: «Извинить не работу художника на пленэре может разве что болезнь.»

П: Где любите рисовать? Как обустроено Ваше рабочее место?
Б.Ш.:
  Я преимущественно пейзажист, причем в большей степени натурный, пленерный. Летом в мастерской практически не работаю, даже натюрморты с цветами почти не пишу - магнитом тянет на воздух... А вообще, пишу только при дневном свете, стоя, с возможностью отхода для цельного видения.

П: Что Вас вдохновляет?
Б.Ш.: 
Красота.. И натуры, и цветом организуемого холста - это несколько разные, но одинаково захватывающие гармонии. Суриков говорил: "Не колорист - не художник.." Писать надо цветно, не "в лоб" - самоценной цветовой мозаикой, при которой издалека, к примеру, как в натуре - унылый серый день, а вблизи не смертельная тоска, а драгоценные переливающиеся "каменья" живописных мазков.

П: Расскажите про техники, которыми Вы работаете? Как Вы выбираете материал для картины? Как долго пишется одна работа?
Б.Ш.:
  Техники - масло, темпера, гуашь, реже - акварель. Картина - вещь композиционная (жанровая), их давно не писал. Натюрморты как студийцам, так и себе ставлю на колорит и ритмы, что бы ни было их содержанием: учебная задача или творческая (например, цветы). Выбор же пленэрного мотива неисповедим - глаз "зацепило": рядом хаос деревьев, кустов, а в выбранном тобой - ритмы: масс, линий, пятен. Нечто трудно определимое, но однозначно диктующее предпочтения. Натурную работу пишу за сеанс-два (день-два), этюд на пленэре стараюсь сделать за раз (состояния не повторяются), а в силу перемещения солнца это не более 4-х часов.

Другие статьи рубрики Интервью с преподавателями