Интервью с Сашей Товстик

  • Твитнуть   

В соавторстве со Вселенной

Недавно у гостях у нашей студии побывала Саша Товстик,  известная художница из Санкт-Петербурга, путешественница и наш большой друг. Напомню, что в настоящее время в студии на Тимирязевской проходит выставка ее удивительных картин, а в эти выходные она проведет мастер-класс по медитативному рисованию.

Мы поговорили об искусстве, путешествиях, и о ее уникальном стиле медитативного рисования.

Студия Прана:  Саша, как известно, Вы много путешествуете  и в этих путешествиях черпаете свое вдохновение. Какое место  на планете Ваше любимое и больше всего помогает в творчестве?

Саша:  Я изъездила почти всю Юго-Восточную Азию, и буквально везде находила что-то особенное, что находило отражение в моих картинах. Индия, Индонезия, Китай, Суматра, Таиланд, Непал – везде красиво, хорошо и здорово. Но больше всего мне нравится на острове Бали, где есть настоящий город художников. Это Убуд -  действительно особенное место.  Сюда съезжаются художники со всего мира – американские, европейские, австралийские. И местных очень много.  И по всему городу  -  бесконечные галереи, стенка в стенку, невероятное количество. Это одно из самых моих любимых мест, оно очень удобно именно для художников, там все можно купить – кисти, краски, подрамники, холсты. В Китае, например, с этим сложно, они рисуют совсем в других техниках, и даже профессиональные художники не понимают порой, что такое, например, акрил. Зато в Китае я отлично позанималась каллиграфией.

Да, про Убуд. У этого города интересная история. После войны, когда Индонезия освободилась от голландской колониальной зависимости, перед ней встал вопрос – чем жить? И решили, что туризмом, а как, если там ничего толком нет? Долго думали и в итоге сообразили, что можно привлечь именно в это место художников со всего мира, создать для них все условия. И так это место постепенно раскрутилось, и стало по-настоящему знаменитой на весь мир меккой для художников и отчасти хиппи. Туда даже Битлз приезжали.  

Да и  жить там, если честно,  гораздо лучше и комфортнее, чем , скажем, в Индии.

Студия Прана: А что Вы можете сказать про местных художников? Вы с ними общаетесь?

Саша: Конечно, там есть своя этническая школа живописи, самобытная, очень интересная.  Я училась у балийских художников  балинезийскому искусству, настоящих мастеров в своем стиле.  Мы даже подружились, поэтому за свои поистине ценные уроки денег они брать не хотели. Я привозила им в благодарность печенье, сигареты. Так что вот училась  буквально за еду J.

Кроме того, я там и преподаю – учу местных деток рисовать,  бесплатно, конечно. Бывает, что меняю свои уроки по бартеру – на массаж, например.  Там как-то все проще и легче. Жить и творить там – настоящее  удовольствие.

Таким вот образом получается, что больше всего времени я  провожу на Бали, тем более, что там живет мой мастер по цигуну. После этих занятий особенно хорошо рисуется.

Студия Прана: Саша, а как Вы пишете свои картины? Ведь такой необычный результат наверняка происходит из какого-то не совсем обычного процесса?

Саша: Главное, что я делаю – это прислушиваюсь к себе и к тому, происходит внутри и снаружи.

И всегда все происходит по-разному. Например, я  понимаю, что хочу нарисовать что-то конкретное – гору  или пруд.  А бывает, что это просто какое-то ощущение, и я понятия не имею, как именно в итоге выражу его. Но даже если изначально есть что-то конкретное, то это не значит, что я изображу это именно  так, как задумывалось.  Скажем, вот совсем недавно - хотела нарисовать лес, а в итоге получается озеро в Непале.  Как? Непонятно.

Иногда я даже делаю промежуточные фотографии, и сама потом  диву даюсь, насколько процесс меняет изначальную задумку. Все происходит само, что-то неожиданное появляется, это разворачивает работу в ту сторону, которую ты даже и не подозревал. И в итоге получается такая вот красота.

Это учит с любовью и благодарностью принимать все, что появляется, и даже если возникло что-то неожиданное и поначалу непонятное.  Мои картины буквально учат меня –  не зацикливаться на своих идеях, прислушиваться к тому, что происходит вокруг и принимать это.

Бывает, что в процессе работы наступает какая-то пауза, когда я не понимаю, что и как делать дальше. Тогда я откладываю это картину, занимаюсь чем-то другим – и по прошествии времени как будто ниоткуда приходит новое понимание – и возникает что-то совершенно фантастическое.

Это очень важно – доверять пространству и верить, что оно помогает  - а оно именно это и делает…  Порой я даже не могу с полной уверенностью назвать картину своей – потому что я как будто не сама ее писала, а только выражала то, что само  хотело быть  выраженным, помимо моей воли и разума. Я называю такую работу  соавторством  со Вселенной.

Студия Прана: Да, действительно впечатляет. Так и хочется спросить - откуда у Вас столько идей и вдохновения? И как Вы это все успеваете? Ведь это такой трудоемкий процесс!

Саша: Я действительно много работаю, это моя жизнь, и я по-настоящему люблю свое дело. И идей меня в сто раз больше, чем я могу написать, потому что не могу работать больше 12-и часов в день. Обычно  8 – 10, максимум 14 часов. Спать иногда тоже хочется. Медитировать… Танцевать!

Студия Прана: Танцевать? Вокруг картины?

Саша: Да, танцую с кисточкой. Прыгаю, кружусь, делаю что в голову взбредет – одним словом, настраиваюсь. Это на самом деле очень динамичный  процесс,  и я получаю от него море удовольствия. И все, кто рисует со мной, тоже очень быстро приходят к тому пониманию, что удовольствие от  процесса работы также важно, как и ее результат.

Студия Прана: Кстати, об учениках. Вы же проводите мастер-классы, на которых люди, до этого практически не рисовавшие, делают какие-то невообразимые рывки. Как это происходит? Что Вы с ними делаете?

Саша: Все довольно просто, на самом деле. Главное – это настрой и намерение. Как правило, мы собираемся на полных два дня и полностью погружаемся в процесс. Мы  правильно  настраиваемся  - танцуем, дышим,  медитируем – чтобы за 2 дня получилась действительно стоящая картина.

Студия Прана: Да. Действительно, многие их этих работы выглядят впечатляюще. Неужели это можно сделать с  нуля? Вы профессионал, у вас знания, умения, навыки. Образование, в конце концов. А как быть  тому, кто вообще ничего не умеет? Нужна же какая-то техника, наверное?

Саша: Никакой техники не нужно. Важно начать, сделать первый шаг. Его можно было сделать 10 лет назад, его можно сделать сегодня. И неважно, что ты раньше этого не делал.   Если чего-то сильно хочется – то это нужно сделать, нельзя себя подавлять. Мы и так слишком многое в себе подавляем. Например, все, кто приходит ко мне на мастер-классы, вспоминают школу очень недобрым словом. Практически всех в школе,  образно выражаясь, били по рукам. Школьные учителя, друзья, родители.  У всех есть какой-то негативный опыт   - кто-то что-то сказал, не так посмотрел, раскритиковал. Такая критика бывает очень злой и обидной, и очень редко когда оправданной.  И все, человек не в состоянии заставить себя что-то делать.  Такой опыт есть у всех, и у меня в том числе. Да и сейчас, бывает, что кто-то не понимает и говорит – ну что это за фигня такая?  Просто я на не обращаю внимания на негатив. И продолжаю делать свое дело. И я точно знаю, что оно стоит того. И дело даже не в том, что кто-то не понимает  именно моей манеры. Даже когда мои картины были еще более классическими  и привычными для восприятия,  критиков было ничуть не меньше.  И они будут всегда, не обращайте внимания.

Студия Прана: Хорошо, а какой  главный критерий того, что ты работаешь  хорошо и правильно? Вдруг и в самом деле ерунда какая-то?

Саша: А нет критериев. Просто бери и делай то, что тебе подсказывает свое нутро. И если ты получаешь удовольствие от процесса, то это правильный процесс. Ну, на своих занятиях я еще помогаю, если это мастер-класс. Самое сложно ведь – это преодолеть этот давний, ничего на самом деле не значащий негативизм.

И поверить в себя. И чем дальше, чем больше заниматься – тем лучше будет получаться.  Все блоки  и проблемы в голове, как всегда.

Студия Прана: Расскажите, как это все происходит.

Саша: О, это на самом деле увлекательный и долгий процесс. Настоящее путешествие. Начинаем мы  обычно с того, что разливаем краски на холст, не думая, спонтанно -  те цвета, за которые зацепился глаз. Потом это чуть подсыхает – и начинаем работать с тем, что получилось, развиваем образ, который возник.

Иногда применяем трафареты (бабочки, цветы, подсолнухи), тоже получается очень интересно.  Где-то я помогаю, подсказываю. Если что-то не идет – можно переключить внимание,  потанцевать, сесть, лечь, подумать о чем-то отвлеченном – глядишь, и откуда ни возьмись, пришла совершенно гениальная идея.

Однажды  мы провели  такой эксперимент – в какой-то момент все поменялись своими картинами, прям по кругу, по часовой стрелке. И каждый нарисовал что-то свое на картине соседа. Это непростой прием, потому что нарисовать можно что угодно  - то, что на своей картине, например, не отважишься, а на чужой – легко. А потом меняемся обратно и принимаем то, что нам намалевал сосед, как подсказку Вселенной. И вписываем эту деталь в общую канву картины. Это очень необычный и полезный опыт для того, что бы научиться принимать то, что происходит само собой, без нашего участия, не зацикливаясь на своих идеях и желаниях. Отказаться от мысли, что это ТВОЯ картина.

Потому что если ты настроен на то, чтобы писать в действительно медитативном состоянии, надо  по-настоящему позволить, чтобы это просто случалось.  И в  этом состоит главный секрет того, как это моим ученикам удается ТАК рисовать буквально с нуля.  Мы просто отпускаем себя, вот и все. И тогда может появиться то, чего вы от себя никак не ожидали.  Вот тогда-то и происходят настоящие чудеса.

 

Курсы по тематике статьи

Другие статьи рубрики Интервью с преподавателями