Суми-э. Японская живопись. Немного теории и практики

  • Твитнуть   

Живопись суми-э – искусство, которое возникло в Китае во времена династии Сун. В XIV веке оно проникает в Японию. Что это за искусство, можно понять из самого названия: слово суми-э представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «живопись» (э). То есть суми-э – это тип монохромной живописи, похожей на акварель. Отличие живописи суми-э в том, что в ней присутствуют только черный цвет, а также широкая гамма серых цветов туши, растворенной в воде. Все это кажется лишь делом техники, однако очень важен при этом философский смысл.

После того как буддийские монахи завезли живопись суми-э в Японию, она стала быстро распространяться по странам Азии. Вобрав в себя мистический дух этой религии, суми-э в художественной форме воплотила ее основные мотивы. Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации. В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощает самую ее суть. В отличие от других сайтов здесь не представлены шаблоны, потому что любые образы художник хранит в памяти такими, какими он их увидел.

Для того чтобы рисовать суми-э, художник должен подготовить все необходимые принадлежности и разложить их перед собой так, чтобы они были под рукой: краски для рисования (их желательно предварительно опробовать) и кисточки. Для начала вам нужно выпрямиться и сосредоточиться на белом листе бумаги. Затем постараться расслабиться и начинать размышлять на выбранную тему до тех пор, пока мысленно не представите себе картинку с рисунком и образ, который хотите запечатлеть. Именно в такой момент максимальной концентрации берите кисточку, и образ из вашего сознания спонтанными движениями перетечет на бумагу. Такая естественность и жизненность плода вашего воображения достигается штрихами, которые наносятся на одном дыхании, избегая излишних деталей и форм.

Другими словами, суми-э стремится передать синтез природы. Создать целостный единый образ, отбросив все ненужное и представив только жизнь и суть вещей, – это, пожалуй, первое, что необходимо запомнить всем, кто начинает заниматься суми-э.

На примере представленных далее 10 шагов, желающие могут попробовать сами создать «картину» в стиле суми-э «Ветка бамбука».

Бамбук - один из базовых сюжетов живописи суми-э. Здесь используются разные штрихи и оттенки краски. Так, чтобы написать ствол, нужно провести толстую линию, а ветви изображаются тонкими линиями. Листья наносятся широкими, энергично сделанными штрихами. Чтобы придать листьям, образующим группу, объем, используется больше оттенков краски. При этом важно, чтобы линии пересекались. Бамбук - растение, которое состоит из бесконечного количества веточек и листиков. Не будем стремиться нарисовать все растение целиком, детально изобразим лишь часть его веток и листьев.

Но сначала надо подготовиться к рисунку. Итак, принадлежности и советы по движению кисти.

Кисточка. Для того чтобы выполнить упражнения, представленные на этом сайте, вам потребуются еще две закругленные кисточки: толстая и тонкая. Художник по желанию выбирает кисточку того или иного размера. Щетинки у нее могут быть из козы, оленя или кабана. Длина ручки от 20 до 22 см и диаметром от 5 до 10 мм.

 

 

Если кисточки новые, их необходимо смягчить: для этого достаточно несколько раз плавно окунуть их в блюдце с водой, чтобы удалить крахмал, защищающий щетинки. После использования кисточки ее нужно тщательно ополоснуть, удаляя тем самым остатки краски, и оставить сушиться в горизонтальном положении. Только после того как кисточки полностью высохли, их можно использовать вновь.

Японские кисточки можно заменить китайскими, а также кисточками со щетинками из куницы или вола, поскольку они хорошо впитывают воду. И абсолютно непригодны для суми-э кисточки синтетические или со щетинками из конского волоса.

Сузури. Сузури (в переводе с японского "камень для красок") - это обработанный камень в форме прямоугольника или круга. У одной из его стенок есть углубление, которое наполняется водой. Поверхность камня ровная и гладкая и в то же время слегка рельефная. По ней растирается брусочек туши для получения краски с капельками воды.

Всякий раз после использования сузури необходимо тщательно промыть, старайтесь, чтобы на нем не оставалась сухая краска, поскольку в дальнейшем удалить ее будет гораздо сложнее. Вместо сузури тушечницей может служить керамическое блюдце из подсушенной глины, то есть не покрытое лаком, - оно сделано из материала, больше всего напоминающего поверхность сузури.

Сузури прямоугольной формы с брусочком туши.

 

Тушь. Тушь, которая используется для живописи суми-э, существует в виде прямоугольных брусочков, сделанных из порошка из соснового угля или сажи и клейкого вещества или камфары. Если, держа брусочек туши в вертикальном положении, легкими постукиваниями из стороны в сторону растирать его о дно сузури, то порошок, который будет образовываться, смешается с водой в углублении, растворится и превратится в краску.

Обычно тушь в бруске хранится в футляре. Найти ее не составит труда, тем более что можно использовать точно такую же китайскую. Вполне пригодна и жидкая тушь в тюбике с пипеткой или даже в бутылочке.

Развести краску лучше в фарфоровом блюдечке или еще удобнее на фарфоровой палитре, в ячейках которой можно держать тушь в чистом виде и тушь с разным количеством воды - большим и меньшим. Это позволит располагать гаммой цветов от насыщено-черного до светло-серого.

Брусочки туши.

 

 

Бумага. Идеальная бумага, которую используют в Японии, так называемая "рисовая" (по-японски газенсби), представляет собой гладкие листы. Существует очень похожая бумага китайского производства и некоторых европейских фабрик. Такая бумага продается в художественных салонах. Она очень легкая и практически не склеивается. Одна сторона ее более гладкая, другая - более шероховатая. Для того чтобы избежать попадания влаги, следует подложить под лист бумаги лоскут ткани, лучше всего войлочной. Для этих целей можно также использовать промокательную бумагу из тонких зерен. А чтобы во время работы бумага не смещалась, желательно расставить по ее краям грузики.

Вполне допустимо использовать акварельную или любую другую бумагу для рисования, но обязательно с пористой поверхностью и с некоторыми неровностями. Для живописи суми-э пригодна даже глянцевая бумага, так как глянец препятствует растеканию на ней туши. Можно выполнять упражнения на газетной бумаге, которая очень похожа по впитывающе-растекающимся свойствам на рисовую бумагу. Она продается в кацелярских магазинах и называется "Потребительская" (мягкая рыхлая бумага серовато-бежевого оттенка).

Приготовление краски. Процесс приготовления краски для суми-э довольно прост. В углубление сузури, в котором уже находится брусочек туши, наливается немного воды. Аккуратно, с помощью равномерных не слишком сильных постукиваний, тушь в вертикальном положении растирается по дну тушечницы от края до края. В течение нескольких секунд, после того как она растворится в воде, краска становится пригодной к рисованию. Теперь уже можно обмакнуть кисточку в сузури, либо перелить краску в блюдечко.

Растирание бруска туши в сузури, в углублении которого налито немного воды.

 

Смешение красок с помощью кисточки. От соотношения воды и порошка, растертого из куска туши, зависит степень насыщенности черного цвета. Очень часто требуются умеренные тона для того, чтобы проводить тонкие линии, рисовать тень или чтобы той же кисточкой нанести мазки других оттенков. Чтобы добиться различных оттенков, нужно кончиком кисточки переложить немного насыщенной краски из сузури в блюдечко, затем с помощью кисточки добавить несколько капель воды и смешать до получения требуемого оттенка.

Нанесение краски с помощью кисточки. Прежде всего, кисточка окунается в блюдце с чистой водой, и аккуратно, у краешка, чтобы вода не выплескивалась, промываются ее щетинки. Никогда не пользуйтесь сухой кисточкой. Только в том случае, если нужно провести тонкую линию, на кисточке можно оставить совсем немного воды, удалив лишнюю влагу с помощью лоскутка ткани или бумаги, отчего щетинки у кисточки станут более твердыми и позволят четче провести тонкую линию.

Густой пучок щетинок на кисточке для суми-э способен вобрать достаточно жидкости для того, чтобы можно было обмакнуть ее и в темной краске, и в более светлой. Это позволит, рисуя линию, передать сразу несколько оттенков, одновременно нанося и тень. Чтобы добиться этого, необходимо окунуть кисточку сначала в воду, а затем (обязательно вертикально!) в тушь умеренного тона (приготовленную в блюдце), пока не смочатся две трети щетинок. Потом кончик кисточки окунается в темную краску, которая находится в сузури. В результате кисточка от кончика до основания на треть впитывает черную краску, еще на треть краску умеренного тона и на треть пропитывается водой. Чем ровнее движутся по бумаге щетинки кисточки, тем лучше ложатся разные слои оттенков, плавно образуя смягчение тона. В отдельном блюдце насыщенная краска смешивается с некоторым количеством воды для достижения желаемого оттенка.

 

Движение кисточки

Советы перед началом рисования

В суми-э большое значение имеют поза художника и движения его корпуса. Как уже было сказано, сидеть нужно выпрямившись, кисти и руки до плеча должны находиться в устойчивом положении, так чтобы при изменении позы рисующего повторялось естественное движение кисти его руки, а значит, и кисточки, чтобы самые тонкие штрихи были наделены жизненностью. Лишь некоторые мазки требуют более точного движения запястья или локтя. Стол должен быть ровным и приспособлен для художника. В Японии обычно рисуют сидя на коленях за низким столиком. Но можно использовать и привычный для европейцев стол либо конторку.

Живопись суми-э требует определенной сосредоточенности, а этого не всегда легко добиться. Поэтому в порядке вещей, когда художник снова и снова переделывает работу, если его не удовлетворяет результат. Начинающий художник не должен отчаиваться. Нужно пробовать еще и еще раз и не забывать поговорку: "Поспешай медленно". В суми-э важно работать с той скоростью, с которой вы считаете нужной, без лишней суеты, но и без пауз.

Техника изображения некоторых элементов природы

Далее мы покажем некоторые виды работ, изображающие детали природы. Они тесно связаны с упражнениями, которые представлены на следующих страницах. Из этих кратких пояснений вы узнаете, как правильно нанести ту или иную линию с остановками и отрывами руки, комбинируемыми с нажимом на кисточку, для того чтобы получить желаемые штрихи: насыщенные или светлые, толстые или тонкие, а также штрихи, нанесенные одновременно несколькими красками.

Пример широких штрихов с различной степенью нажима: ствол бамбука

Рисуем наклонную линию с использованием двух оттенков и с одинаковым нажимом. Начинаем с нижней части листа (А). Уверенно нажимаем на кисточку прямо и немного назад, так чтобы ее основание коснулось бумаги и точка была поставлена в левой части. Выдерживаем маленькую паузу и твердой рукой от кисть до плеча, помогая всем корпусом, ведем линию вверх. При этом необходимо следить за тем, чтобы до точки В кисточка двигалась с одинаковым нажимом и с постоянным наклоном. Затем опять делаем маленькую паузу и отрываем кисточку от бумаги. И так далее.

Пример штрихов различной толщины и степени нажима

Кисточка при рисовании должна находиться в вертикальном положении и передавать два оттенка. Чтобы поставить точку, нужно нажать и затем постепенно отвести кисточку назад. Сначала нанесем короткую и тонкую линию из позиции А, в процессе движения сильнее нажимаем на кисточку, чтобы получить ширину В. Самый кончик щетинок должен при этом оставаться немного сзади. Продолжайте вести линию плавно, приподнимая кисточку так, чтобы пучок щетинок лишь слегка касался бумаги. Так мы нарисуем линию у точки С. Далее, пройдя точку D, касаться бумаги следует только самым кончиком кисточки с темной краской. Кисточка повторяет движение тела, постепенно отрываясь от бумаги, как если бы мы уже закончили рисовать.

 

Практическое упражнение "Рисуем ветку бамбука"

1. Чтобы нарисовать стебель, возьмем толстую кисточку и хорошо обмакнем ее в краску. Для достижения одинаковой перспективы очень важно держать кисточку наклонно к бумаге под углом примерно 45°.

2. Стебель бамбука разделяется на коленца. Чтобы получилось такое коленце, сделаем короткую паузу и продолжим вести линию. Во время этой паузы рисовая бумага впитывает больше краски.

3. Для того чтобы нарисовать сук на стволе, нанесем мазок в том месте, где мы обозначили паузу. Для этого нам потребуется тонкая кисточка, которую мы обмакнем в более темную краску.

4. Чтобы написать боковые ветви, проведем самым кончиком тонкой кисточки прямые линии. Веточки бамбука хоть и гибкие, но прочные и прямые.

5. Ту же технику используем для передачи остальных веточек. Может показаться, что раз расположение веток случайно, их легко нарисовать. Однако прежде чем это сделать, стоит продумать, как и на каком расстоянии они переплетаются друг с другом и пускают еще одни веточки.

6. Теперь с помощью той же техники систематично рисуем ветви с другой стороны ствола.

7. Для того чтобы написать листья, берем толстую кисточку, обмакиваем в растворенную краску и делаем мазки сверху вниз.

8. Продолжаем в той же технике рисовать пучки листьев. Но теперь используем более темную краску, а штрихи более мелкие, чтобы создать впечатление глубины и объемности.

9. Не меняя техники, добавим на ветках светлых листьев.

10. В завершение нанесем несколько темных штрихов, как уже делали раньше.

11. Так выглядит законченный рисунок. Перед нами тонкое и простое изображение растения, которое на самом деле имеет сложную разветвленную структуру.

По материалам сайта sumi-e.ru

Курсы по тематике статьи

Другие статьи рубрики Направления в искусстве