Живопись У-Син

  • Твитнуть   

В Японии искусство каллиграфии именуют «Сёдо», что значит «Путь письма». Для меня живопись У-Син превратилась в «путь кисти и красок», «путь живописи», «путь рисования».

Вроде и не так много лет прошло с тех пор, как я получил от моего учителя ценный дар живописи У-Син. Однако за эти три года живопись поменяла меня кардинально. Я сразу понял, что это больше чем рисование, но не мог даже представить, насколько глубока и объёмна эта практика. Я не побоюсь этого слова и назову живопись У-Син уникальной техникой духовного и психофизического развития.

Живопись У-Син покоится на двух столпах: сильных, уверенных движениях рисующего и глубокой метафизике «встроенной» в процесс рисования. И это в корне отличает данный вид живописи от других изобразительных искусств. Здесь огромное значение придаётся тому, как художник рисует, а не тому, что он изображает. На первое место становится процесс, отодвигая полученный результат на второй план. По сути эта живопись более похожа на Ушу, чем на рисование в европейском понимание этого слова. Особенно много сходств с Синъицюань, (одним из внутренних стилей Ушу). Как и Синъицюань, эта живопись основана на пяти движениях, соответствующих первоэлементам У-Син. Впрочем, У-Син объединяет не только живопись и ушу. Среди практик, рождённых в древнем Китае, вы с трудом найдёте ту, где философия У-Син не оставила бы свой след.

Система У-Син берёт начало в учениях древних даосских учителей. Даосская натурфилософия предлагает понимание мира как смену энергий - "стихий", которых всего пять: «Дерево», «Огонь», «Земля», «Металл» и «Вода». Каждая из этих стихий являет собой определённое качество бытия: 
Дерево – настойчивость, прямота 
Огонь – переменчивость 
Земля – структурированность 
Металл – утончённость, 
Вода – обманчивость, изощрённость

Каждое из движений живописи У-Син несёт в себе качество одного из первоэлементов. Гармоничный человек – тот, в котором влияния 5 элементов уравновешивают друг друга. Именно к этому и стремится практикующий, работая с кистью и бумагой. Изображая окружающий мир, художник познаёт его качества, через кисть и тем самым учится у природы быть гармоничным. Таким образом, живопись У-син становится новым способом познания, восприятия окружающей реальности в чём-то сходном с магическими методами, которые практиковались в древнем шаманизме. Так же как шаман при помощи танца перевоплощается в медведя, художник при помощи краски, кисти и движений У-Син «осваивает» энергию изображаемого объекта.

Художественная задача при этом сводится к тому, чтобы достоверно передать энергию объекта, а не его форму и внешний вид. Однако если все движения сделаны правильно, то любой узнает в рисунке изображаемый объект.

Впрочем, живопись У-Син включает в себя не только 5 движений У-Син, но другие важные элементы: 
- сопоставление пустоты (Инь) и наполненности (Ян) на рисунке 
- синхронизация движения кисти и дыхания 
- прямая спина, помогающая движению вертикального потока энергий 
- осознанность и предельная концентрация в каждом действии 
- пребывание в состоянии недеяния (У-цзи) во время рисования

Всё это помогает практикующему художнику проникнуться духом того, что он изображает. Конечно же и эти детали покажутся знакомы тем, кто практикует различные Даосские упражнения. Начиная с Цигун и заканчивая Даосским Сексуальным Гунфу. Именно поэтому Живопись У-Син может для многих стать способом приобщения к вселенской гармонии Дао.

Чтобы ощутить эффект от занятий живописи У-Син вовсе не обязательно быть китаистом или вообще что-то знать про древний Китай. Так Живопись У-Син стала отличным инструментом для решения задач очень многих и очень разных людей. Сегодня при помощи живописи У-Син я провожу и бизнес-тренинги для работников офисов, и арт-терапевтические сеансы по решению личных проблем, и помогаю многим людям научиться профессионально рисовать, при том, что большинство из них раньше не брало в руки кисть ни разу.

(с) Андрей Щербаков

Курсы по тематике статьи

Другие статьи рубрики Направления в искусстве