Приемы китайской живописи
- Твитнуть
Художник изображает природу, чтобы уловить в ней что-то "существенное".
Работая над картиной, художник использует характерные (им самим открытые) признаки объектов природы, чтобы создать новый объект. И эта перекличка реальности и изображения дает чувство причастности к ритму дыхания природы, к ее животворящей силе. Древняя китайская натурфилософия предлагает понимание мира как смену энергий-"стихий", которых всего пять. (Эта "космобиоритмология" и ее определяющее влияние на человека, его судьбу, здоровье и образ жизни, очень подробно и понятно описана в книге М.М. Богачихина "Ветры-воды. Фэн-шуй практический".) Мы же , с помощью основных схем, рассмотрим основные приемы традиционной китайской живописи, их соответствие "стихиям", возможности для творчества и понимания природы.
1. Почва - первичная "центральная" стихия. Качества почвы - "бесформенность", фактурность, видимое бездействие - проявляются в самом простом приеме - отпечатывании кисточки. Прием этот очень разнообразен: можно аккуратно приложить кисточку к бумаге, можно, держа ее вертикально, слегка ударять по бумаге, получая "следы" разных форм и размеров (рис.3). Так можно изображать поверхность камня, кору старого дерева, "метелки" травы и даже мелкие или не совсем раскрывшиеся цветы. Действительно, например, кора старого дерева не имеет качеств молодых веток (рост) или листьев (временность, "бесплотность" кроны), а приобретает фактурность благодаря старению и растрескиванию.
Качество"дерева" как стихии - поэтапный рост. Кисточку надо приложить к бумаге (в точке А) и разом плавно передвинуть ее в точку Б и только потом оторвать ее от бумаги или, не отрывая, сделать еще один "рывок" и продолжить изображение ветки или стебля. В зависимости от наклона кисточки и силы нажима ветка получится той или иной толщины и формы. Кроме веток, стеблей травы и цветов, стволов бамбука этим приемом можно изображать контуры домов и любых ровных предметов искусственного происхождения (мебель, посуда и т.п.)
Металл - твердый, острый и "вечный". Его прием - "взлетающая" кисточка. Приложив кисточку к бумаге в точке А, совершите "взлет" - так, как будто точка Б находится в воздухе над листом бумаги или, может быть, за его пределами. "Металлом" изображаются молодая трава, иглы и шипы, иногда листья и лепестки цветов. Представьте себе силу травы, прорезающую землю; к тому же трава живет гораздо дольше, чем листва деревьев, сохраняя зелень даже под снегом.
Огонь - бесплотный, трепещущий и "временный", т.е. постоянно возобновляющийся. Кисточка оставляет след "огня", пролетая над бумагой и как бы случайно задевая ее, т.е. точки А и Б находятся над бумагой. Огонь - это листья, лепестки, бутоны. Выполняя приемы "дерево", "металл" и "огонь", можно не только менять силу нажима, наклон кисти и протяженность движения - можно это движение изгибать в любую сторону. Можно также совершать движения, не имеющие четкой "стихийности", например, лепестки хризантемы изображаются приемом "дерево", но кисточка, двигаясь из т.А в т.Б, может менять силу нажима, как бы приобретая свойства "огня" (дерево порождает огонь).
Вода - особый прием. Время воды - ночь (дерево, огонь и металл - соответственно утро, день, вечер). Выполняя этот прием, кисточку нужно вращать пальцами, как бы раскручивая волчок. Волоски кисточки при этом перекатываются по бумаге ("окатить водой"), оставляя текучий незапрограммированный след. Этим приемом можно изобразить лепестки некоторых цветов, например, ириса, поверхность гладких, отполированных водой камней, пар, поднимающийся от чашки с чем-нибудь горячим, отображения в воде, волны.
Необходимо понять, что приемом "вода" изображается не вода, или не только вода; приемом "дерево" - не только дерево и т.д. Приемом "воды" изображают лепесток ириса, камень - не угловатый обломок, а сырой, гладкий, обкатанный; водяной пар - меняющийся и исчезающий,- то есть то, что обладает качеством воды как стихии - текучестью и изменчивостью форм. Рассмотрим изображение цветка ириса в качестве иллюстрации к действию стихий. Рост "дерева" стебля перешел в "огонь" бутона. "Вода" преодолела "огонь" - лепестки раскрыли бутон. Травянистые стебли ириса по мере роста сгибаются - кисточка ослабляет нажим, а затем усиливает - "металл" преодолевается "огнем". То есть природный объект конструируется из составляющих его энергий-качеств, вырастая на бумаге как нечто, имеющее не только внешние пространственные, но и временные характеристики, соответствующие этапам его жизни. Это сочетание внешнего вида и внутренней жизни есть результат поэтапности работы и энергичности движений руки с кисточкой (перекатывание "воды" естественно медленнее следа "огня"). Изображая какую-либо часть цветка, пейзажа, насекомого, птицы и т.д., вы чувствуете своеобразие, дыхание, энергию его жизни, потому что этому соответствует специфика, энергия того или иного выполняемого вами приема.
Курсы по тематике статьи
- Живопись У-Син. 5 стихий
- Мастер-класс «Лотос – символ чистоты»
- Дневные занятия по Китайской живописи У-син. 5 стихий.