Эта загадочная иконопись
- Твитнуть
Начнём с классического определения, согласно которому иконопись - это писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Пишутся иконы темперой (особым видом краски) или маслом на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах.
Бывают и мозаичны иконы. Часто иконы пишут прямо на стенах храма.
Если говорить о традиции, то чаще всего речь идет о православии, как о продолжении византийского христианства. А сама идея иконы, как специального изображения особых людей происходит от греческой традиции погребального портрета. Сначала так изображали святых, а позже и других персонажей христианских легенд. Причем, характер икон был не только символическим, но и повествовательным.
То есть, в одну или несколько картинок вписывался не только образ святого, но и его жизненный путь, так называемое житие. В этом, кстати говоря, состоит одно из основных отличий восточной христианской традиции от большинства стран Западной Европы, где в средневековом культовом искусстве преобладает скульптура (вспомним хотя бы, как сильно отличаются друг от друга католические и православные храмы).
Само искусство иконописи, получив особенно широкое развитие в Византии, оказало огромное влияние на искусство других христианских стран - от Италии до Эфиопии. На Руси же (особенно 13-16 вв.) иконопись приобрела исключительную художественную яркость и своеобразие. Здесь переработаны и переосмыслены древние византийские традиции и на их основе возникли самобытные школы и развились исключительно талантливые мастера (например, все известный Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий и другие). И
мастера –иконописцы не случайно ценились так высоко. Дело в том, что специфика и сложность иконописи как жанра состоит в необходимости воплощения "божественного", сверхчувствительного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности и передавать красоту внутренней духовной сущности в виде совершенных, идеально возвышенных предметных форм. Как этого добиться?
Для этого в художественной практике была выработана система условных приёмов воспроизведения действительности. Изображение делалось нарочито плоскостным, помещалось на отвлечённом (нередко золотом) фоне, отсутствовали реальные объёмы и трёхмерное пространство. Основной задачей элементов пейзажа и аксессуаров было передать не натуру, а символический или повествовательный смысл композиции.
Главную роль здесь играют так называемое композиционно-ритмическое начало, выразительность линии и цвета. При этом, в рамках таких строгих канонов, существовало много различных направлений и школ. Например, в придворно-аристократическом искусстве, где были сильны античные традиции, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы.
Были и направления иконописи более крестьянского толка, где сильны фольклорные представления, а сами иконы выглядят даже несколько лубочно. В некоторых самобытных школах в иконы выразительны и просты - так, что в них читались и живая фантазия сказки, и песенная образность, простосердечная повествовательность. Такие, что называется, берут за душу. А добиться такого эффекта весьма и весьма непросто. Ведь тут важно не просто хорошо нарисовать какого-то особенного человека.
Чтобы максимально сильно передать эмоциональную выразительность образа, нужно сознательно отказаться от зрительного жизнеподобия изображения. В этом и состоит главное и принципиальное отличие иконы от портрета. Именно поэтому лики на иконах кажутся нам такими странными и необычными, и вместе с тем притягательными. Главное здесь не черты конкретного человека, а общие духовные и психологические свойства: нравственная доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь, радостное ликование…
Но даже в таких строгих рамках и чётко прописанных церковью канонах иконографии иконописцы успешно развивали живое человеческое содержание. Самым высококлассным мастерам удавалось осмысливать духовный строй образа особенно тонко и изощрённо и тем самым шлифовать своё мастерство до невероятных вершин. Кроме того, издревле писание икон считалось исключительно почётным и ответственным делом. Чего стоит один только факт, что к работе можно было приступать лишь с особого благословения, и непременно практикуя молитву и пост.
Но надо заметить, что времена, конечно, изменились. И теперь редко где встретишь такое трепетное отношение к этому, без сомнения, непростому и очень ответственному делу. Возможно, это не так уж и плохо, потому что теперь каждый, кто хочет хоть разок прикоснуться к этому загадочному и, вобщем-то, закрытому виду искусства, может это сделать (не забывая, конечно, о том, что это-то всё-таки действительно в значительной степени священное занятие).
В студии живописи Прана регулярно проводится курс по иконописи, который без натяжки можно назвать уникальным. И не только потому, что этому нигде не учат. Вобщем-то, научиться есть где. Но как поведал мне преподаватель живописи и мастер-иконописец Артемий Парамонов, что традиционно существует только два варианта обучения иконописи: либо изначально с очень высокими требованиями к уровню художественной и теоретической подготовки, либо вас примут легко, но обучать толком не станут - дадут доску и кисточку, и делай как знаешь. Тому, кто без специального образования хочет сам написать хотя бы одну икону, ни тот, ни другой вариант, конечно же не подходит.
В студию же может прийти любой желающий, и к концу курса (это 6 трёхчасовых занятий раз в неделю) гарантированно своими руками напишет настоящую икону.
Да, благодаря проверенной методике это сможет сделать даже новичок. Хотя, как показывает практика, особенно хорошо получается у тех, кто предварительно прошёл курс «Древнерусский орнамент», не менее уникальный и самобытный. Но об этом - в следующий раз.