Натюрморт: жанр, советы начинающим
- Твитнуть
НАТЮРМОРТ (фр. nature morte — мертвая природа, натура) — жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрмортом. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben — тихая жизнь.
Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф.Снейдерс и др.). Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной человечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта — французского художника Ж. Шардена.
В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог). С начала XX в. к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мыслей и чувств. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вер¬нуться в любой момент. Например, на картине Ю. Пименова «Ожидание» (1959) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле делают это ожидание особенно тоскливым и вызывают различные ассоциации. В другом натюрморте этого же художника "Актриса» через предметы раскрывается не только мир профессии, но и характер человека, владеющего этими вещами.
В ином типе натюрморта вещи говорят прежде всего о самих себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, цвета, фактуры. Например, полотно И. Машкова «Снедь московская. Хлебы" заставляет нас словно ощутить аромат свежеиспеченного хлеба, полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
Н.М.Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов
Работая в жанре натюрморта, начинающий художник проще познает основы изобразительной грамоты. Не случайно с этого жанра фактически начинается академическое обучение живописи и рисунку. Такие понятия как перспектива, композиция, колористика и другие постигаются очень быстро - при этом изображаемые предметы, вопреки общепринятому мнению, вовсе не ограничиваются столом, на котором установлена ваза с фруктами или кувшином, прикрытым драпировкой.
На самом деле натюрморт может состоять из совершенно непредсказуемых предметов и вообще быть написан на открытом воздухе. Последнее, к примеру, дает возможность увидеть разницу искусственного и естественного освещения и соответствующую ему колористику одного и того же предмета изображения. Так можно решать различные живописные и творческие задачи.
При изображении группы предметов очень важно уметь организовать композицию натюрморта. Она складывается из двух составляющих: подбор и расстановка предметов и выбор точки зрения на натуру. Цвета предметов постановки должны быть родственными в какой-то мере. Натюрморт, как правило, составляют либо в тёплой, либо в холодной гамме. Однако, присутствие холодных оттенков в тёплой гамме, и наоборот всегда создают хорошее цветовое равновесие. Особое значение уделяется выбору фона - это и стена или даже пол комнаты, и забор, драпировка или пейзажное пространство - практически все, что подскажет вам воображение. Считается, что фон должен придавать постановке натюрморта убедительность и правдивость, но здесь мы говорим о придании деталям рисунка объема и глубины - никто не отменял стилевой широты жанра и не запретит вам создать, к примеру, сюрреалистичный натюрморт.
Несколько важных советов для желающих научиться рисовать в жанре натюрморт, независимо от техники:
Натюрмортная постановка должна помещаться ниже линии горизонта, чтобы нижние части предметов, расположенные к примеру на столе, были хорошо видны. При составлении натюрморта нужно обязательно учитывать высоту, расположение, форму и цвет предметов. Они должны располагаться так, чтобы не мешать их восприятию. Для лучшего восприятия крупные предметы могут быть частично загорожены более мелкими.
В процессе рисования старайтесь не нарушать тот целостный образ, который сложился у вас в воображении при задумке картины и постановке предметов: нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальные и фон, иначе неизбежно будет нарушено соотношение размеров и рисунок может попросту не влезть на полотно. Поэтому начинайте с наброска всей группы - легкими беглыми линиями устанавите на листе места, где располагаются предметы.
Чтобы нарисовать что-либо на листе бумаги вначале надо изображение построить, затем необходимо уточнить пропорции предметов, их расположение и связи в группе.
Помните, что основная задача – изобразить форму предметов. Шибочно считать, что если срисовать контур предмета, то рисунок передаст и форму. На самом деле, задача срисовать контур сложнее, чем нарисовать сам предмет. Правильнее делать так, чтобы контур получился в результате рисования формы. Но построить – не значит вычертить, предметы рисуют тонкими линиями. Лишь после построения натюрморта переходят к прорисовке более мелких деталей, уточнению формы и/или к красочному оформлению.
При работе краской накладывайте мазки по форме предмета, чаще отходите и смотрите на свою работу с расстояния. Рисунки акварелью начинают выполнять сверху, предварительно приготовив на палитре нужного тона краски. Полусухой кистью можно снять излишек краски или высветлить нужное место, ведя ею снизу вверх. Рисунок акварелью выполняют, начиная со светлого. Цвета в акварели смешивают на палитре во влажном состоянии или вливая цвет в цвет на рисунке. Если рисовать краской по мокрой бумаге, то получим мягкие переходы из цвета в цвет. Неудачное место можно смыть водой, снимая излишек краски сухой кистью или губкой.
В случае графического рисунка, прежде чем штриховать, определите, где у вас в натюрморте свет и тень. Полутона не нужны. Свет не трогаем, а на область тени со всеми полутонами накладываем редкую штриховку мягким карандашом. Не черните, иначе для последних самых темных падающих теней у вас не хватит силы карандаша. Помните, что основная штриховка должна ложиться по форме предмета, объекты, удаляющиеся в перспективу будут прорисовываться мягче.
Упражнение для развития навыка рисования фона:
Попробуйте сделать рисунок мятого листа бумаги или картона, проанализировав плоскости излома. Заметьте, что каждая грань напоминает грань кубика. Когда вы это понимаете, задание не кажется сложным. Это упражнение очень полезно для развития глазомера. В дальнейшем оно поможет вам писать и естественный драпировочный фон.
Научиться рисовать натюрморт у профессионального художника и преподавателя можете на курсах Студии "Прана"