Интервью с Сашей Товстик
- Твитнуть
В соавторстве со Вселенной
Недавно у гостях у нашей студии побывала Саша Товстик, известная художница из Санкт-Петербурга, путешественница и наш большой друг. Напомню, что в настоящее время в студии на Тимирязевской проходит выставка ее удивительных картин, а в эти выходные она проведет мастер-класс по медитативному рисованию.
Мы поговорили об искусстве, путешествиях, и о ее уникальном стиле медитативного рисования.
Студия Прана: Саша, как известно, Вы много путешествуете и в этих путешествиях черпаете свое вдохновение. Какое место на планете Ваше любимое и больше всего помогает в творчестве?
Саша: Я изъездила почти всю Юго-Восточную Азию, и буквально везде находила что-то особенное, что находило отражение в моих картинах. Индия, Индонезия, Китай, Суматра, Таиланд, Непал – везде красиво, хорошо и здорово. Но больше всего мне нравится на острове Бали, где есть настоящий город художников. Это Убуд - действительно особенное место. Сюда съезжаются художники со всего мира – американские, европейские, австралийские. И местных очень много. И по всему городу - бесконечные галереи, стенка в стенку, невероятное количество. Это одно из самых моих любимых мест, оно очень удобно именно для художников, там все можно купить – кисти, краски, подрамники, холсты. В Китае, например, с этим сложно, они рисуют совсем в других техниках, и даже профессиональные художники не понимают порой, что такое, например, акрил. Зато в Китае я отлично позанималась каллиграфией.
Да, про Убуд. У этого города интересная история. После войны, когда Индонезия освободилась от голландской колониальной зависимости, перед ней встал вопрос – чем жить? И решили, что туризмом, а как, если там ничего толком нет? Долго думали и в итоге сообразили, что можно привлечь именно в это место художников со всего мира, создать для них все условия. И так это место постепенно раскрутилось, и стало по-настоящему знаменитой на весь мир меккой для художников и отчасти хиппи. Туда даже Битлз приезжали.
Да и жить там, если честно, гораздо лучше и комфортнее, чем , скажем, в Индии.
Студия Прана: А что Вы можете сказать про местных художников? Вы с ними общаетесь?
Саша: Конечно, там есть своя этническая школа живописи, самобытная, очень интересная. Я училась у балийских художников балинезийскому искусству, настоящих мастеров в своем стиле. Мы даже подружились, поэтому за свои поистине ценные уроки денег они брать не хотели. Я привозила им в благодарность печенье, сигареты. Так что вот училась буквально за еду J.
Кроме того, я там и преподаю – учу местных деток рисовать, бесплатно, конечно. Бывает, что меняю свои уроки по бартеру – на массаж, например. Там как-то все проще и легче. Жить и творить там – настоящее удовольствие.
Таким вот образом получается, что больше всего времени я провожу на Бали, тем более, что там живет мой мастер по цигуну. После этих занятий особенно хорошо рисуется.
Студия Прана: Саша, а как Вы пишете свои картины? Ведь такой необычный результат наверняка происходит из какого-то не совсем обычного процесса?
Саша: Главное, что я делаю – это прислушиваюсь к себе и к тому, происходит внутри и снаружи.
И всегда все происходит по-разному. Например, я понимаю, что хочу нарисовать что-то конкретное – гору или пруд. А бывает, что это просто какое-то ощущение, и я понятия не имею, как именно в итоге выражу его. Но даже если изначально есть что-то конкретное, то это не значит, что я изображу это именно так, как задумывалось. Скажем, вот совсем недавно - хотела нарисовать лес, а в итоге получается озеро в Непале. Как? Непонятно.
Иногда я даже делаю промежуточные фотографии, и сама потом диву даюсь, насколько процесс меняет изначальную задумку. Все происходит само, что-то неожиданное появляется, это разворачивает работу в ту сторону, которую ты даже и не подозревал. И в итоге получается такая вот красота.
Это учит с любовью и благодарностью принимать все, что появляется, и даже если возникло что-то неожиданное и поначалу непонятное. Мои картины буквально учат меня – не зацикливаться на своих идеях, прислушиваться к тому, что происходит вокруг и принимать это.
Бывает, что в процессе работы наступает какая-то пауза, когда я не понимаю, что и как делать дальше. Тогда я откладываю это картину, занимаюсь чем-то другим – и по прошествии времени как будто ниоткуда приходит новое понимание – и возникает что-то совершенно фантастическое.
Это очень важно – доверять пространству и верить, что оно помогает - а оно именно это и делает… Порой я даже не могу с полной уверенностью назвать картину своей – потому что я как будто не сама ее писала, а только выражала то, что само хотело быть выраженным, помимо моей воли и разума. Я называю такую работу соавторством со Вселенной.
Студия Прана: Да, действительно впечатляет. Так и хочется спросить - откуда у Вас столько идей и вдохновения? И как Вы это все успеваете? Ведь это такой трудоемкий процесс!
Саша: Я действительно много работаю, это моя жизнь, и я по-настоящему люблю свое дело. И идей меня в сто раз больше, чем я могу написать, потому что не могу работать больше 12-и часов в день. Обычно 8 – 10, максимум 14 часов. Спать иногда тоже хочется. Медитировать… Танцевать!
Студия Прана: Танцевать? Вокруг картины?
Саша: Да, танцую с кисточкой. Прыгаю, кружусь, делаю что в голову взбредет – одним словом, настраиваюсь. Это на самом деле очень динамичный процесс, и я получаю от него море удовольствия. И все, кто рисует со мной, тоже очень быстро приходят к тому пониманию, что удовольствие от процесса работы также важно, как и ее результат.
Студия Прана: Кстати, об учениках. Вы же проводите мастер-классы, на которых люди, до этого практически не рисовавшие, делают какие-то невообразимые рывки. Как это происходит? Что Вы с ними делаете?
Саша: Все довольно просто, на самом деле. Главное – это настрой и намерение. Как правило, мы собираемся на полных два дня и полностью погружаемся в процесс. Мы правильно настраиваемся - танцуем, дышим, медитируем – чтобы за 2 дня получилась действительно стоящая картина.
Студия Прана: Да. Действительно, многие их этих работы выглядят впечатляюще. Неужели это можно сделать с нуля? Вы профессионал, у вас знания, умения, навыки. Образование, в конце концов. А как быть тому, кто вообще ничего не умеет? Нужна же какая-то техника, наверное?
Саша: Никакой техники не нужно. Важно начать, сделать первый шаг. Его можно было сделать 10 лет назад, его можно сделать сегодня. И неважно, что ты раньше этого не делал. Если чего-то сильно хочется – то это нужно сделать, нельзя себя подавлять. Мы и так слишком многое в себе подавляем. Например, все, кто приходит ко мне на мастер-классы, вспоминают школу очень недобрым словом. Практически всех в школе, образно выражаясь, били по рукам. Школьные учителя, друзья, родители. У всех есть какой-то негативный опыт - кто-то что-то сказал, не так посмотрел, раскритиковал. Такая критика бывает очень злой и обидной, и очень редко когда оправданной. И все, человек не в состоянии заставить себя что-то делать. Такой опыт есть у всех, и у меня в том числе. Да и сейчас, бывает, что кто-то не понимает и говорит – ну что это за фигня такая? Просто я на не обращаю внимания на негатив. И продолжаю делать свое дело. И я точно знаю, что оно стоит того. И дело даже не в том, что кто-то не понимает именно моей манеры. Даже когда мои картины были еще более классическими и привычными для восприятия, критиков было ничуть не меньше. И они будут всегда, не обращайте внимания.
Студия Прана: Хорошо, а какой главный критерий того, что ты работаешь хорошо и правильно? Вдруг и в самом деле ерунда какая-то?
Саша: А нет критериев. Просто бери и делай то, что тебе подсказывает свое нутро. И если ты получаешь удовольствие от процесса, то это правильный процесс. Ну, на своих занятиях я еще помогаю, если это мастер-класс. Самое сложно ведь – это преодолеть этот давний, ничего на самом деле не значащий негативизм.
И поверить в себя. И чем дальше, чем больше заниматься – тем лучше будет получаться. Все блоки и проблемы в голове, как всегда.
Студия Прана: Расскажите, как это все происходит.
Саша: О, это на самом деле увлекательный и долгий процесс. Настоящее путешествие. Начинаем мы обычно с того, что разливаем краски на холст, не думая, спонтанно - те цвета, за которые зацепился глаз. Потом это чуть подсыхает – и начинаем работать с тем, что получилось, развиваем образ, который возник.
Иногда применяем трафареты (бабочки, цветы, подсолнухи), тоже получается очень интересно. Где-то я помогаю, подсказываю. Если что-то не идет – можно переключить внимание, потанцевать, сесть, лечь, подумать о чем-то отвлеченном – глядишь, и откуда ни возьмись, пришла совершенно гениальная идея.
Однажды мы провели такой эксперимент – в какой-то момент все поменялись своими картинами, прям по кругу, по часовой стрелке. И каждый нарисовал что-то свое на картине соседа. Это непростой прием, потому что нарисовать можно что угодно - то, что на своей картине, например, не отважишься, а на чужой – легко. А потом меняемся обратно и принимаем то, что нам намалевал сосед, как подсказку Вселенной. И вписываем эту деталь в общую канву картины. Это очень необычный и полезный опыт для того, что бы научиться принимать то, что происходит само собой, без нашего участия, не зацикливаясь на своих идеях и желаниях. Отказаться от мысли, что это ТВОЯ картина.
Потому что если ты настроен на то, чтобы писать в действительно медитативном состоянии, надо по-настоящему позволить, чтобы это просто случалось. И в этом состоит главный секрет того, как это моим ученикам удается ТАК рисовать буквально с нуля. Мы просто отпускаем себя, вот и все. И тогда может появиться то, чего вы от себя никак не ожидали. Вот тогда-то и происходят настоящие чудеса.