Выбираем бумагу для акварели

  • Твитнуть   

Если вы недавно начали писать акварелью, у вас, должно быть, уже появились вопросы по поводу различных видов акварельной бумаги. Какова бы ни была бумага, она имеет свои преимущества и ограничения, и ваш выбор может играть большую роль в достижении желаемого результата.
По началу вопрос выбора бумаги может показаться сложным и не понятным, но по мере постижения сути важности бумаги в процессе, вы сможете остановиться на том типе бумаги, которая поможет вам в достижении задуманного.

Бумагу делают из двух ингредиентов – целлюлозы и воды. Большинство популярных сортов акварельной бумаги, таких как: Arches, Bockingford, Cotman, Langton, Saunders Waterford, Fabriano, Hahnemuhle производятся промышленным способом. Есть и бумага, сделанная вручную как Ruscombe Mill и Two Rivers. Говорят, она прекрасна, но, разумеется, гораздо дороже. Мне пока не приходилось на них работать.

Имеется 3 вида поверхности в бумаге всех этих производителей.
HP – Hot Pressed – Satine (french) – гладкая
NOT – Cold Pressed – Grain Fin (french) – небольшая фактура
Rough – Torchon (french) – c выраженной фактурой

Типы акварельной бумаги

HP – hot pressed – называется так, потому что ее при производстве пропускают через горячие металлические цилиндры. Если Вы работаете линией и отмывкой (заливкой),
выбирайте ее. Она подходит лучше всего для тех, кому нравится контролировать процесс «от и до».
CP – cold pressed – называется так, потому что при производстве влажные листы бумаги пропускают между холодными металлическими валиками. Как результат получается
легкая текстура поверхности. Эта бумага подходит для большинства техник.
Rough – torchon – как видно из названия, эта бумага имеет грубую выраженную фактуру, так как во время производства ее высушивают без дальнейшего отжатия. Этот вид бумаги – выбор тех, кто предпочитает экспрессивную фактуру, мазки, сухую кисть, выскребание и проскальзывание.

Важно обратить внимание на толщину бумаги, которая обозначается в граммах на кв. метр. Самая популярная толщина 300 г/кв. м, а бывает 185 г/кв. м 640 г/кв. м и 800 г/кв. м. Чем толще, тем более стойкая бумага, тем устойчивее она к смыванию, жестким кистям и т.д., но и дороже.

Считается, что лучше брать натуральную бумагу без химических добавок, поскольку они со временем вызывают пожелтение. Но с другой стороны, эти же химические добавки защищают бумагу от атмосферных загрязнений и различных воздействий. Их имеют даже такие зарекомендовавшие себя производители как Bockingford и Saunders Waterford.
Выбор может быть также между блокнотом и отдельными большими листами. Пачка отдельных листов 56х76 на мой взгляд экономичнее. Их можно нарезать на любые удобные размеры и форматы.
Также всегда вызывает вопрос, какая сторона – лицевая. Все серьезные производители делают акварельную бумагу, которую можно использовать с обеих сторон. Обычно лицевой считается та сторона, на которой клеймо фирмы-производителя представлено не в зеркальном виде. Но Вы можете с таким же успехом использовать и другую сторону.
Для лучшего эффекта бумагу нужно натянуть, предварительно смочив. В академической практике бумагу натягивают на планшет, загибая края и закрепляя их клеем или кнопками с обратной стороны. В этом подходе есть минусы: используемая бумага тоньше и расход на загиб больше. И это скорее подходит для длительных детализованных штудий. Я обычно пишу Ala Prima – все быстро и сразу. Поэтому я даже часто не мочу бумагу предварительно, а натягиваю ее и закрепляю по краям простым малярным бумажным скотчем, а в случае больших форматов прозрачным широким скотчем. Скотч легко снимается, и с него можно убирать подтеки краски, чтобы они не отвлекали от актуальной части живописи.

Раньше была такая бумага – Агат. Она идеально подходила для натягивания на планшет. Но она была очень тонкая и рвалась. И смытия не выдерживала. А цвет был звонкий и фактура тоже давала эффект. Идеально для выписывания тонких деталей без исправлений!
Еще я прочитал об экзотической бумаге Khadi. Я в глаза ее не видел, а узнал о ней из статьи, прекрасно иллюстрированной, в журнале The Artist. Но об этом в следующий раз…

Константин Стерхов

Курсы по тематике статьи

Другие статьи рубрики Материалы для творчества