Техника пастель

  • Твитнуть   

Пастель изготавливается из порошка очень тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих (клеящих) и разбеливающих веществ. В качестве последних применяются цинковые белила, мел, бланфикс, каолин, магнезия, тальк. Разбеливающие вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. Они же играют роль наполнителей для увеличения кроющей способности красок и в некоторой степени выполняют функции связующего (нередко именно наполнители служат связующим). Но основные связующие для пастели - гуммитраганте (нежный растительный клей - вишневый, абрикосовый, применяемый в фармакопее), отвар солода, мучной клейстер, молоко, декстрин, сахар, сыворотка белого сыра. Выбор связующего и его количество обуславливаются способностью пигментов спрессовываться и формоваться без потери необходимых пастели качеств. Палочки пастели должны быть достаточно прочными, чтобы при нажиме не ломались и не крошились. При этом пастель должна легко ложиться на основу, не царапать и не скользить по ней, легко растираться. В зависимости от количества и вида связующего пастельные карандаши могут быть мягкие, средней твердости и твердые.

Вследствие большого содержания наполнителей и небольшого количества связующего скрепление частиц пастели между собой и с основой, на которой выполняется работа, главным образом механическое. По этой же причине пастель не образует пленки поверх красочного слоя. Все это делает краски пастели беззащитными, уязвимыми перед воздействием на них влаги, пыли, газов и особенно механических прикосновений, ударов. Вместе с тем, благодаря недостатку связующего, создается впечатление мерцания красок, что придаст живописи особую мягкость, нежную бархатистость тона. Технологические особенности пастели определяют и технику работы. Здесь не требуется кистей, разбавителей, палитры. Нужные оттенки художник подбирает непосредственно на бумаге или холсте, накладывал один цвет рядом с другим или смешивая их путем растирания, растушевывая. Кроме того, каждый цвет в наборе, после добавления разного количества разбеливающих наполнителей, имеет до пяти различий по светлоте и насыщенности - от плотного, насыщенного до светлого тона. Для удобства и оперативности в работе следует группировать цвета в наборе по этим качествам.

По материалам статьи из журнала "Художественный совет"

Статья с сайта Передвижник

Курсы по тематике статьи

Другие статьи рубрики Материалы для творчества