Бумага в зависимости от техники

  • Твитнуть   

Художник вправе выбирать основу, на которой будет работать, что напрямую определяет сохранность будущего произведения. Случайная бумага для рисунка или живописи может послужить поводом для отказа в приобретении работы галереей или музеем. Они предъявляют строгие требования к сохранности бумаги и ее цвета, к влиянию компонентов, входящих в бумажную массу, на изобразительные материалы.

Фирмы, традиционно производящие материалы для художников, стараются максимально удовлетворить эти требования. Они обязательно подчеркивают, что для отлива бумаги используется хлопковое волокно, а если добавляется сульфитная целлюлоза, то указывают ее точное количество в процентах. Самые дорогие и уникальные бумаги отливают ручным способом, а основной ассортимент - на тихоходных бумагоделательных машинах, которые позволяют выпустить продукт, не уступающий сортам ручного отлива по многим параметрам, тем более в мастерских, специализирующихся длительное время на производстве высококачественных товаров для художников. Каталоги торговых фирм художественных материалов и прилавки отечественных магазинов представляют богатый выбор бумаги. Чему отдать предпочтение?

В торговых каталогах чаще всего распределяют бумагу по нескольким условным категориям: акварельная, печатная, цветная пастельная, а также восточная, отлитая из местного экзотического сырья мастерами из Китая, Японии и Юго-Восточной Азии. Чем они отличаются?

АКВАРЕЛЬНАЯ БУМАГА - характеризуется минимальной впитываемостью, прочностью при работе во влажном состоянии, что достигается желатиновой проклейкой и незначительным короблением листа. Достаточная толщина листа позволяет писать акварелью без наклейки его на планшет. Вес квадратного метра акварельной бумаги составляет от 170 до 850 г. Толстые листы часто делают двухслойными, лицевую, рабочую сторону - из высококачественного хлопкового сырья, несущую основу - из менее дорогой древесной целлюлозы. В России бумагу плотностью свыше 250 г принято называть картоном. При работе на пленэре вместо отдельных листов акварельной бумаги более удобны готовые твердые папки-альбомы, в которых 10-15 листов проклеены по периметру во временный блок и легко отделяются по окончанию живописи. Некоторые сорта бумаги выпускаются с двумя или тремя вариантами поверхности:
естественное грубое зерно, оставшееся от сукна при формировании листа, легкий рельеф зерна, сглаженного холодным прессованием, или с ровной поверхностью при гладком горячем прессовании. Свойства бумаги после прессования остаются прежними, и художник, привыкший работать на определенной марке бумаги, может выбирать необходимый вариант шероховатости в зависимости от детализации изображения или конкретных творческих замыслов. Зернистость бумаги изменяет распределение красочного пигмента по поверхности и по-своему обогащает визуальные впечатления от живописи.

Такая бумага часто рекомендуется не только для акварели, но и для гуаши, различных типов темперы (акрила, ПВА и т.д.), т.е. для красок на водной основе, а также для рисунка. Проклеенная поверхность не ворсится от исправлений изображения резинкой.

Множество названий акварельной бумаги у разных производителей подтверждают мысль о том, что универсальной акварельной бумаги не существует, тем более что есть и различные акварельные техники, и акварельные краски отличаются по составу у разных фирм. Самый правильный путь - приобрести несколько листов разных акварельных бумаг, провести тестовые пробы своими красками и найти для себя наиболее оптимальную поверхность. Тем более что бумажные и торговые фирмы предлагают различные наборы бумаг небольшого формата для предварительного ознакомления.

ПЕЧАТНАЯ БУМАГА определяется мягкостью поверхности, которая должна легко деформироваться и плотно прижиматься к форме, хорошо впитывать печатную краску и не коробиться при увлажнении водой для печати офорта или литографии. Отсутствие сильно выраженной зернистости позволяет при минимальном давлении получить максимальный контакт листа с печатной формой. При рыхлой структуре печатная бумага должна сохранять прочность во влажном состоянии.

Некоторые производители создают бумагу для конкретной печатной техники и отражают это в названии. Например, German Etching - «немецкая офортная» для глубокой печати, но торговый каталог рекомендует ее и для литографии. Прочтем другую аннотацию бумаги из Германии Frankfurt White and Cream и узнаем, что она пригодна для печати прекрасных книг, небольших офортов и гравюры на дереве, а также для рисования. Широкое применение не означает ее универсальности. Пористая и шероховатая поверхность такой бумаги легко принимает печатную и офортную краски, хорошо удерживает частички мягких рисовальных материалов (уголь, сангина, пастель), но работать на ней твердыми карандашами и применять твердую резинку нельзя. Зерно легко деформируется острием карандаша, и штрихи образуют вдавленные линии. Но такая пластичность может использоваться для рельефного бескрасочного тиснения.

Бумаги для печати шелкографии или офсетной литографии имеют плотную, гладкую поверхность и также позволяют рисовать любыми карандашами или пером. Кроме белого естественного цвета целлюлозы печатные бумаги могут иметь палевые, кремовые и другие светлые оттенки. Вес листа от 120 до 360 г/м2 и более.

Для имитации черно-белой гравюры или для работы над эскизом к ней изготавливают специальные бумаги, покрытые двухслойным грунтом. Верхний черный слой легко проскабливается различными скребками до получения белых штрихов.

ПАСТЕЛЬНЫЕ БУМАГИ - это цветная разновидность рисовальных бумаг. Необходимость их окрашивания вызвана тем, что пастельные карандаши содержат мел, который часто менее белый, чем поверхность основы. На белом листе такая пастель теряет свою прелесть, и только на тонированных бумагах выявляется вся гамма нежных «пастельных» переходов. Разнообразие цветной бумаги позволяет подобрать для конкретной работы подходящий оттенок, который будет близок колориту будущего произведения. Например, французская фирма Canson Montgoltier выпускает пастельную бумагу Canson Mi Teintes более 35 цветов, а итальянская Fabriano некоторым оттенкам даже присвоила имена своих знаменитых земляков: зеленоватый - «Веронезе», светло-охристый - «Рафаэль», белый - «Микеланджело» и др.

Красивая фактура поверхности и благородные оттенки этой категории бумаг часто используются не только художниками, но и полиграфистами для изготовления подарочных печатных изданий. При этом неровно отлитые края не обрезаются, что придает особый шарм, а водяной знак на итальянской бумаге - изображение «капитолийской волчицы» - без всяких слов обогащает впечатление от такой книги. Водяные знаки, образовавшиеся от переплетения проволоки формовочной сетки, в некоторых случаях придают бумаге дополнительную полосатую шероховатость, которая проявляется при рисовании мягкими материалами: углем, сангиной, пастелью. Такой тип бумаг называют «верже», в отличие от веленевых бумаг, которые не имеют при просматривании на просвет сетчатой структуры, и шероховатость остается только от прессования сукном.

Для повышения абразивных свойств пастельной бумаги на некоторые сорта дополнительно напыляют легкий порошок пемзы. Изображения пастелью, другими мягкими рисовальными материалами легко смазываются и требуют обязательного закрепления на поверхности бумаги. Для этого применяют лак-фиксатив на водной или спиртовой основе. Во времена расцвета пастельной живописи как основу использовали замшу, хорошо удерживающую пастель без фиксатива. В настоящее время выпускают цветную бумагу со специальным покрытием, имитирующим натуральную замшу или бархат.

ВОСТОЧНЫЕ БУМАГИ - экзотика и разнообразие исходного сырья: папирус, банан, джут, луб некоторых деревьев, пальмовые листья и различные травы. Одни фирмы имеют древнюю традицию, другие только недавно начали осваивать рынок. От тонких и нежных на ощупь до грубых, от белых до очень темных и пестрых. Комбинированные бумаги содержат вкрапления длинных волокон, частей растений и листьев, а то и целых бабочек. Бумаги ремесленного производства используются в основном для изготовления раз личных местных сувениров.

В поисках новых композиционных решений современные художники стали включать такие своеобразные материалы в свой арсенал изобразительных средств.
В.В Аверьянов, зав. лабораторией графических материалов и технологий МГАХИ им. В.И. Сурикова
Справочник художника, графика, дизайнера по АРТИНДУСТРИИ 2005г.

Статья с сайта Передвижник

Курсы по тематике статьи

Другие статьи рубрики Материалы для творчества